Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым › 15.03.2010 › Леонов: Сейчас время служить
Олег Леонов – создатель первой цивилизованной розничной сети в России. Несколько лет назад он продал торговую компанию "Дикси" за 1 миллиард 200 миллионов долларов. Сейчас Олег интересуется экотехнологиями и пишет универсальный кодекс чести.
Биография – Олега Леонова
Олег Леонов родился в 1969 г. в
Кишиневе. В Молдавию его родители переехали из Ленинграда. Школу окончил в
Магадане, куда к тому времени переселилась семья.
В 1992 г. окончил Первый медицинский
институт в Санкт-Петербурге, вечернее отделение.
Первые деньги будущий президент
холдинга "Юнилэнд" Олег Леонов заработал еще в институте на
"шпаргалках" для желающих поступить в Первый медицинский: нанял
репетиторов, они подготовили ответы на возможные вопросы и эти пособия
рассылали по заявкам.
Почтовая деятельность приносила около
4000 руб. в месяц при средней зарплате в 200 руб. Затем переключился на
посылочную торговлю вообще:
автоматические определители номера, газовые пистолеты, кухонные
комбайны, видеомагнитофоны
Потом работали как представители
компании Quelle и других западных фирм, торгующих по каталогам. В 1993 г. на
базе РПД образовалась компания "Юнилэнд", которая стала первым в
России эксклюзивным дистрибутором Unilever, Henkel, Pierre Cardin, Schwarzkopf
и Wella. В 1995 г. пошли в регионы — в Москву и Екатеринбург. В 1996 г.
"Юнилэнд" начал поставлять в Россию еще и продукты питания. Чтобы
самостоятельно проводить таможенные операции, создали центральный склад и
автоколонну для международных перевозок. С 1993 по 1997 г. "Юнилэнд"
ежегодно увеличивал оборот на 50-80%. А в 1997 г. компания стала крупнейшим
импортером в Северо-Западном регионе.
Но после августовского кризиса 1998
года дорогой импорт стал никому не нужен, а оборот "Юнилэнда"
сократился в пять раз. В 1999 г. компанию обвиняли в долгах, а президента - в
махинациях, на рынке появилась информация, что "Юнилэнд" скоро
исчезнет. Однако Олегу Леонову удалось сохранить компанию, нацелившись на
развитие мелкооптовой и розничной торговли.
Первая попытка создания национальной
сети дискаунтеров "Юнисам" провалилась из-за нежелания независимых
магазинов работать по единым стандартам. В 1999 г. появилась "Дикси".
Сначала - в Москве, в 2000 г. — в Петербурге, а с 2002 г. — в Челябинске. В
2004 г. западные фонды вложили в развитие компании несколько десятков миллионов
долларов, и к концу года число магазинов выросло до 120, а оборот превысил $550
млн.
На вопросы о секретах успеха он
отвечал, что в бизнесе, как в спорте, есть стайеры и спринтеры. "Спринтеры
бегут короткую дистанцию и очень быстро выигрывают. Мы стайеры — специалисты по
длинным дистанциям".
Тогда он уверял, что не будет
продавать компанию: "Все хотят продаться — им дадут денег, и они уйдут
сейчас же. Деньги в какой-то момент никакого интереса уже не представляют. Но
дело, которым ты занимаешься, должно быть тебе интересно". Видимо, в 2007
г. сеть "Дикси" стала ему неинтересной. Хотя аналитики убеждены, что
продажа "Дикси" - способ привлечь финансирование для агрессивного
развития без увеличения долговой нагрузки.
Как бы то ни было, Олег Леонов продал
контрольный пакет акций сети владельцу группы компаний "Меркурий"
Игорю Кесаеву, крупнейшему в России табачному дистрибьютору и совладельцу
нефтяной компании Sibir Energy. Впрочем, обещал далеко из ритейла не уходить:
"Возможно, моя будущая деятельность будет связана с поддержкой и развитием
других сетей, не принадлежащих мне".
Стоимость пакета Олега Леонова, по
оценкам экспертов, составила около $450 млн. Он (по его собственному признанию,
"если с ума не сходить") не может потратить больше $30 тыс. в месяц,
так что вырученных денег должно хватить на 1250 лет.
186 место в рейтинге российских
миллиардеров журнала "Финанс" (2008 г.), $500 млн, 12,3 млрд руб. 96 место в рейтинге 100 российских
миллионеров журнала Forbes, $690 млн (на
начало 2007 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий